Священное право каждого человека – самому выбирать как жить и как умирать, что носить и какую музыку слушать. Порою, это право оспаривается. А разве может быть что-то страшнее чем невозможность реализовать свой внутренний потенциал? Если то, что ты играешь – не нужно никому, если за музыку, которую слушаешь ты – бьют тебя же? Есть много разных путей: можно встать, распрямиться, спеть и прыгнуть в толпу не зная, растерзает она тебя или примет на руки с восторгом и обожанием. А можно уйти. Уйти от того что гнетет, уйти внутрь, в подземелье и делать там то, что можешь. По крайней мере - честно играть свою музыку…
Подпольщики, пираты и другие
Сам по себе термин "андеграунд" возник на Западе в конце 60-х годов XX века в связи с деятельностью “пиратских” радиостанций (underground – буквально, «подполье»). В широком смысле, словом "андеграунд" обозначают совокупность наиболее экстремальных и радикальных музыкальных стилей и субкультур, которые функционируют вне рамок официального шоу-бизнеса, преимущественно на ранних стадиях развития или же при наличии государственного регламента на культурную жизнь масс. Таким образом, разброс стилей, которые можно было бы назвать альтернативными, чрезвычайно огромен. Однако, часть стилей со временем получает вполне очевидную коммерческую поддержку и раскрутку, что рождает споры о том, в праве ли то или иное музыкальное течение считаться андеграундным. Можно отнести к подобного рода стилям психоделический рок, панк-рок, хардкор, индастриал, electronic body music и др.
Андеграунд средней полосы
Интересно будет сравнить развитие музыкального андеграунда у нас и на Западе. Хотя сам термин взят как калька с английского, он давно и прочно пустил корни на российской почве. В условиях тоталитарного общества, когда политическая коньюктура диктовала правила исполнения, репертуар и даже визуальный образ тех, кто работает на эстраде, центрами андеграунда становились крупные российские города. Причиной этому, отчасти, послужило то, что идеи рока и панк-рока никак не вписывались в концепцию социалистического реализма, и, пробиваясь с Запада через «железный занавес», воспринимались на русской почве со своеобразными изменениями. Таким образом, русский рок того времени, периода 60-80-х, можно целиком и полностью отнести к категории андеграундной музыки. Это великая эра подпольных концертов, домашних "концертников", плохих магнитофонных записей, эпоха внутреннего бунтарства, пронизанная тягой к свободе и самовыражению. Это было тем, что социологи называют «реакцией социального протеста». Андеграундная музыка всегда развивалась в пределах определенной
субкультуры, то есть в обществе людей, объединенных какой-либо одной идеей и темой. Эта обособленность выделяет их в собственных глазах из серой общественной массы, сподвигает на творческое самовыражение. Но одновременно с этим – ставит определенные рамки, так как субкультура, при всей своей не-массовости тоже подчиняется определенным законам и правилам. У неформальности есть своя вполне четко очерченная форма, признаки и атрибуты, которые служат "пропуском" в тот самый узкий круг "допущенных", "иных". Как только изменилась политическая ситуация и открылись возможности коммерчески реализовывать свой творческий потенциал, то что раньше было русским андеграундом – быть им, по сути, перестало. Если раньше «Аквариум», «Алиса» или «Гражданская Оборона» никогда бы не смогли выпускать свои записи большими тиражами и давать концерты для широкой аудитории, то в наши дни они могут делать это беспрепятственно. С другой стороны, большей части неформального наследия подобная активная коммерциализация практически не коснулась, и такие исполнители панк-рока и рока вообще как Майк Науменко, Янка, Александр Башлачев или Веня Дркин не имеют столь громкой популярности. Отчасти причиной этого стал тот факт, что их нет в живых, а с уходом героя со сцены полагается закрывать занавес. Тем не менее, записи этих музыкантов пользуются широкой популярностью, но, что называется, «в узких кругах». Между тем, путем активной коммерческой раскрутки такую видную звезду русского андеграунда, как Виктор Цой, сделали чрезвычайно популярным именно после гибели. Шумиха, раздутая по поводу проекта «КиноПробы», где песни Цоя исполняют современные музыканты, не затихает до сих пор.
Звезды, двери и легенды
Ситуация с каверверсиями цоевских песен и всплеск столь пристального внимания к его жизни, творчеству и трагической гибели донельзя напоминают то, что происходило после смерти Джима Морисона (Jim Morrison). То что он делал, можно обозначить и термином «психоделический рок» или же ограничиться просто словом «рок», от этого суть не меняется. Моррисон был солистом легендарной группы «The Doors» и выдающимся представителем американского андеграунда 60-х. Со времени его гибели прошло уже более тридцати лет, но искренний интерес к его творчеству неизменен. Без сомнения, он подогревается звукозаписывающими корпорациями, которые продолжают выпускать музыку «The Doors», про легендарную эпоху 60-х снимаются фильмы, а Джим стал таким же символом «того» андеграунда, каким сделали Цоя у нас. Я не пытаюсь сравнивать исполнительское мастерство этих двух, без сомнения, выдающихся людей. Разница культур, мировосприятия и исполнительской манеры чрезвычайно велика. Но оттого, что переиздаются миллионными тиражами диски «Doors», эта музыка не делается более коммерческой. Изменилось за это время все, многие вышли из андеграунда на большую дорогу шоу-бизнеса, сменили рваные джинсы на стильные концертные костюмы. Быть «андеграундом» стало модным и почетным, а реальные люди, жившие в тот период начали становиться идолами и обрастать ракушечником мифов. Этот процесс повторяется с неизменной периодичностью, и ничего с этим не поделаешь. Все новое чаще всего воспринимается широкой публикой в штыки, затем приобретает узкий круг почитателей, а затем, если судьба будет благосклонна, становится все более популярным. Так своих ценителей нашли и «Кинг Кримсон» (King Crimson) и, ставший впоследствии легендой психоделики, «Pink Floid
».
Альтернатива или право на выбор
В наше время не существует андеграунда в привычном понимании. Всегда будет существовать музыка более или менее коммерциализованная, признанная широкой публикой или не принятая ею. В 80-х начался некоторый процесс слияния. Стили менялись и смешивались, прослеживалась явная попытка в синтезе обрести что-то новое, стоящее. Металл, хард-н-хэви, рок, и панк – из этой гремучей смеси появились персонажи типа Faith No More и Red Hot Chili Peppers, сшибающие грани стандартной попсы и, между тем - беспредельно популярные. Затем появилось что-то еще более альтернативное и сногсшибательное – гранж, который стал особо любим в народе благодаря группе Nirvana. В начале 90-х у истока гранжа стояли и Pearl Jam и «Therapy?», и Курт Кобейн (Kurt Cobain) со своей командой. Многие из тех кто стояли у истоков этого стиля не
выдержали напряженной борьбы за выживание. Зато в результате мы имеем еще одну музыкальную легенду (как вам такой стандартный ассоциативный ряд: гранж – Кобейн – Кортни Лав – Нирвана – наркотики, секс и рок-н-ролл!!!), и музыку, которая давно уже ушла из андеграунда… Стала скорее альтернативой, если альтернативу рассматривать как возможность выбора из широкого прейскуранта того, что нравится конкретно тебе. Кобейн стал альтернативой Майклу Джексону. Soundgarden или, к примеру, Radiohead – сладкоголосым Pet Shop Boys. Просто появился выбор. «Нирвана» указала путь к успеху множеству начинающих музыкантов. Кто-то скажет, что они выехали на волне популярности, но скорее всего, на тот момент сложилась особая ситуация – требовалось новое, незатасканное звучание, свежие идеи. Так на сцене появились и roots rock, и alternative dance, jangle-pop, post-hardcore punk, funk-metal, punk-pop, и даже experimental rock. Каких только названий не придумали… Кто-то стал успешно продаваться – кто-то попал в фонотеки любителей или обрел свою нишу как нечто раритетное и эстетское, не похожее ни на что… Метастили, такие как Indie-Rock, так и остались сугубо некоммерческой альтернативой, мало известной широкому слушателю.
И не только там, за кордоном, но и в России в последнее время альтернативщиков стало как собачек нерезаных. Тут вам и Industrial с диким трассирующим звуком, и пост-хардкор в самом что ни на есть чистом виде, и «ска» – стиль немного кичевый но чрезвычайно энергичный и очаровательно нецензурный, в котором работает питерская группа «Ленинград». Кто-то называет их творчество сложным термином «радикально-алкоголический серф-панк», кто-то просто «ска а-ля гоп-стоп». Весь смысл в том, какой посыл идет от этой музыки. Видимо в этом и есть прелесть альтернативы… Андеграунд обрел право на самовыражение, обилие возникших за последние 10 лет течений просто поражает воображение. Каждый выбирает по себе.