Я хочу чтобы меня запомнили как человека,
который любил людей, и который
хотел, чтобы люди любили его.
Би Би Кинг
Блюз играли многие, но никому не удавалось сделать это так стильно, стать душой этой музыки, как Би Би Кингу. Его блюзовая миссия началась в конце 40-х и продолжается до сих пор. Как он сам говорил: «Блюз, это когда хорошему человеку плохо». Так оно и есть, ведь корни ритмической и звуковой основы этого стиля уходят в заповедные недра негритянского фольклора, песен рабов, гнувших спины на хлопковых и тростниковых плантациях. В этих звуках все – и полуденный жар солнца, и мечты о свободе, и грусть сердца, закаленного невзгодами и тяжким трудом.
В конце 19 века наметилось слияние негритянской и европейской культуры, в результате которого и проявилось столь ярко такое музыкальное течение как блюз. Если Элмор Джеймс и Лонни Джонсон стояли у истоков этой музыки, то такие люди как Би Би Кинг сделали ее безмерно популярной не только в Америке но и по всему миру. Его по праву называют королем блюза и повелителем гитары, ведь она – его «любимая женщина» по имени «Люсиль», которой он не изменял все эти годы, и которая никогда не подводила его. Для Би Би Кинга музыка – это способ общения и самовыражения, возможность выплеснуть свои эмоции. «Всякий раз, когда я играю на гитаре, я ощущаю, что веду разговор. Я не думаю о гаммах и нотах. Все мое внимание – на общении с публикой», - говорит музыкант. Его гитарные соло лишь подчеркивают выразительность глубокого и своеобразного вокала. Надо отдать должное, Кинг сделал больше чем кто бы то ни было, для того чтобы поднять гитарное соло на уровень высокого искусства. Гитарная блюзовая музыка вышла за пределы маленьких прокуренных «комбо» и забегаловок черных кварталов на большие мировые сцены, и в этом исполнительское мастерство Би Би Кинга сыграло не последнюю роль.
В его музыке слилось все – и госспел, звучавший на плантациях американского Юга, и религиозные спирчуэлсы, и джазово-соуловые ритмы начала века. Маленький Рипли Кинг слушал божественные песнопения в церквушках своего детства в Дельте Миссисипи, играл госспелы и блюзы на улицах Мемфиса в 40х. Даже поработал дискжокеем на WDIA – там-то он и придумал себе имя Beale Street Blues Boy – «Блюзовый парень с улицы Бил» (это была одна из самых музыкальных улиц Мемфиса), которое потом сократилось до B. B. – «Blues Boy». Кинг и есть дитя блюза – Букки Уайт, его двоюродный дядя, один из выдающихся блюзовых гитаристов того времени преподавал ему гитарное мастерство, обучил искусству вокала и основным методам музыкальной фразировки. На его музыку оказали влияние электрогитаристы-новаторы, такие как Ти-Бон Уолкер, Блайнд Лемон Джефферсон и джазовый музыкант Чарли Христиан. У них он перенял и развил технику соло-гитары, основанную на арпеджио - ее он использовал, выступая с различными составами, включавшими и исполнителей на саксофонах и трубе. Мемфисские улицы сделали из него музыканта, который впоследствии завоюет титул Короля Блюза – в 1951 году Би Би Кинг записывает «Three O’Clock Blues», и эта композиция становится номером один в чартах R&B на целых семнадцать недель. И начинается эпоха раскрутки и популярности, эпоха туров и гастролей. К середине 50х Кинг делает профессиональные студийные записи таких своих знаменитых вещей, как «You Know I Love You», «You Upset me Baby». Причем многие из его записей были интерпретацией песен других авторов и исполнителей, таких, например, как Лоувелл Фулсон, который и написал «Three O’Clock Blues», поднявший Би Би Кинга на вершину популярности, или же песня «Everyday I have The Blues» Мемфиса Слима, которую Кинг в 1955 году сделал хитом. А у Тампа Рэда он позаимствовал композицию «Sweat Little Angel», которая в его исполнении приобрела широчайшую известность. На музыку же Луиса Джордана Кинг сделал альбом "Let The Good Times Roll". Би Би Кинг вдохнул новую жизнь в эти старые блюзовые композиции, которые зазвучали необыкновенно хорошо в сочетании с искрометным гитарным мастерством и проникновенным вокалом Короля Блюза.
Кинг не успевал завершить один тур, как его песен уже ждали в другом месте. В 1956 году он дал 342 концерта, и это не было его личным рекордом. Би Би вместе со своим бэндом колесил по дорогам по 250 дней в году. Это был настоящий «воин дороги», который, по его же словам «рассматривал своих слушателей как работодателей, и не хотел бы быть уволенным за нерадивость», ему всегда нужно было больше. А если не было выступлений – то велась активная работа на студиях звукозаписи.
К началу 60х популярность блюза в Америке значительно упала – черные музыканты не могли соперничать с белыми по уровню финансирования музыкальных проектов. Музыка черных должна была приносить доход, а для этого – нравиться белокожим слушателям и звучать более по-европейски. Би Би Кинг не сдавался – он пытался поднять блюзовую музыку на прежний уровень, искал новые ходы в исполнении и звуке, пытаясь завоевать аудиторию. К сожалению, запись альбома «Life at the Regal», не смотря на великолепный вокал и классическое блюзовое гитарное звучание, не вызывает у массового слушателя былого восторга и ажиотажа, хотя эта работа и была по достоинству оценена музыкальной критикой.
Но новое время принесло и новые песни. Би Би Кингу удалось противостоять времени – он нашел своих новых слушателей среди… фанатов рока! Он участввовал в рок-фестивалях, разогревал публику перед выступлениями знаменитых Роллинг Стоунс, и в результате – завоевал признание и в среде рок-музыкантов. В 1970 он записывает свою версию песни Роя Хокинса «The Thrill is Gone» и вновь поднимается на вершину популярности. Больше уже не будет падений, годы неудач и поисков позади, перед Кингом лежит дорога славы, путь легенды. И Би Би продолжает делать записи, экспериментирует со звучанием и стилем, но все это лишь увеличивает интерес к его творчеству. Продолжаются гастроли по Европе и Америке, Би Би Кинг появляется в знаменитых музыкальных телешоу, его популярность не падает ни в период битломании, ни во времена всеобщего повального увлечения диско.
Кинг сотрудничает с музыкантами новых различных направлений, не теряя при этом своей собственной музыкальной индивидуальности ни на йоту. Он записывается с известнейшей группой U2 в альбоме «Rattle and Ham» в 1988 году. Его гитара и вокал звучат в песне «When Love Come to Town» – и это был блюз высшей пробы. Даже сейчас, страдая от диабета, постаревший телом, но не душой Король Блюза продолжает свои феерические турне по всему миру, записывает новые диски и даже участвует в интернет-чатах со своими поклонниками и поклонницами.
А в июле 2000 года Би Би Кинг выпустил совместный диск с Эриком Клэптоном под названием «Riding with the King». Идея записи этого альбома витала в воздухе аж целых тридцать лет и наконец-то была мастерски воплощена в жизнь. Диск разошелся в считанные дни, хотя оба мэтра вежливо отказались от предложенной рекламной кампании.
В 1980 году имя Би Би Кинга было включено в Зал Славы Блюза (Blues Foundations Hall of Fame), а в 1987 году – в Зал Славы Рок-н-рола (Rock&Roll Hall of Fame). Сборник его дисков «The Best», был признан одной из самых удачных работ, Би Би Кинг получил несчетное количество музыкальных наград, в том числе и восемь «Грэмми». Единственное в чем королю Блюза так и не удалось себя проявить – так это в сфере кинобизнеса. Кинг до сих пор сожалеет, что ему не досталась какая-нибудь большая кинороль. Но может быть это и к лучшему, ведь снизойди на Би Би слава кинозвезды – и как знать, может быть мы не услышали бы многие из его прославленных шлягеров. Но самое замечательное, что сам Би Би относится к своей славе и популярности как к чему-то совсем обыкновенному. Для него важнее делать музыку и приносить радость людям. Как он сам неоднократно заявлял: «Есть куча разных вещей, доступных другим людям, которые я делать не умею. У меня отлично получается только одно – быть Би Би Кингом».