Джаз до свинга и после
Расцвет и закат эпохи биг-бэндов


Встреча европейской и африканской музыкальных культур в Новом Свете породила особую, специфическую культуру, со своим мироощущением. Эта смесь христианства и язычества дала толчок к появлению джаза, а в процессе взаимодействия этих столь разнополюсных культур и зародился свинг – то, что многие назвали «душой джаза».

Эра биг-бэндов

С появлением биг-бэндов (примерно конец 20-х – начало 30-х годов) исполнение джаза стало более профессиональным. Эпоха классического джаза подходила к концу. Великая Депрессия оставила свой след и в общественной и в музыкальной жизни Америки. На фоне лавины банкротств и всеобщего экономического упадка разудалая музыка диксилэндов казалась вопиющим и вызывающим диссонансом. Но джаз выжил благодаря своей неисчерпаемой живой силе, он позволял людям «расслабиться и напрячься одновременно». Колоссальную популярность получили оркестры Бенни Гудмэна и Каунта Бэйси . Джазмэны, используя богатые наработки 20х, опыт Нью-Орленского и Чикагского джаза, фортепианного наследия буги-вуги из Канзас-Сити породили своеобразную, «свинговую» манеру исполнения, пришедшую на смену хот-джазу. Исторически свинг занял промежуточное положение между традиционным и современным джазом, а по своим стилевым качествам - между хот- и свит-джазом. Классический свинговый стиль окончательно сформировался в первой половине 30-х гг.

Свинг как он есть

Само по себе понятие свинга достаточно сложно и практически не исследовано. Многие музыкальные критики обращались к этой теме, но, на мой взгляд, вносили слишком много сухого академизма. Все куда проще, и, одновременно – куда сложнее. Душу джаза порою бывает сложно понять, ее нужно прочувствовать. Можно изложить какие-то джазовые пассажи на нотной бумаге – но свинга в этом не будет. Именно живой драйв, собственный магнетизм исполнения играет в этом главную роль. Джаз невозможен без взаимопроникновения исполнителя и публики. Свинг иррационален. Его нельзя вычленить с той четкостью, которую так любят музыковеды. Джазовая музыка идет от исполнителя – ритм течет легко и свободно, публика воспринимает эмоции музыканта, возвращая ему его же энергетику сторицей. Для того, чтобы свинговать, нужен внутренний слух, какое-то специфическое чутье, тепло импровизации, умение играть не по нотам, а на слух, улавливая малейшие нюансы и эмоциональные флюиды, царящие в зале.

Стиль оркестрового джаза и вокальный соло-свинг

               Стиль оркестрового джаза сложился в результате синтеза негритянских и европеизированных стилевых форм джазовой музыки, и первоначально был представлен преимущественно биг-бэндами и камерными ансамблями.
По мере того, как рос успех различных Джаз-бэндов, постепенно изменялась и аудитория. С улучшением и развитием звукозаписи возможность коммерческой популяризации джаза увеличилась – американцы пытались узнать о своих «любимцах» как можно больше. Руководители и вокалисты ансамблей превратились в фигуры первой величины, их популярность была чрезвычайно велика, причем как среди чернокожей, так и среди белой американской публики.
Оркестр Бэнни Гудмена стал известен благодаря радиотрансляциям и выступал с колоссальным успехом с гастрольными турами по Америке. Прославленный оркестр Дюка Эллингтона считается одним из самых выдающихся в истории джазовой музыки. Эллингтон был не только замечательным музыкантом и аранжировщиком-новатором, он смог поднять джаз на такой уровень стиля и сложности, какого еще никогда не было в развлекательных оркестрах. Из Канзас-Сити вышел знаменитый оркестр Каунта Бэйси, основными солистами которого были такие музыканты как Лестер Янг и Хершел Эванс (Herschel Evans) и вокалисты Джимми Рашинг и Билли Холидэй. Такое соцветие музыкальных самобытностей породило одно из самых лучших воплощений свинговой культуры того времени.
В те годы создавались легенды – определенный образ жизни людей, живущих музыкой, живущих в состоянии «свинга» впоследствии получил свое развитие в рокенрольной среде. Свинг был стилем жизни. Одной из таких мифических ярких звезд была Билли Холидэй. Она не обладала мощным вокалом, но ее исполнительское мастерство просто-таки завораживало. Билли вкладывала в пение столько чувства, такую эмоциональную силу, что казалось – она живет тем, что поет. Холлидей пела вместе с Луи Армстронгом, участвовала в выступлениях оркестров Каунта Бэйси, Арти Шоу и Бэнни Гудмена. Но наркотики, алкоголизм, неудавшаяся личная жизнь положили конец ее певческой карьере. Жизнь Билли Холлидей сложилась весьма трагично, но она навсегда останется одной из лучших исполнительниц джаза.
Другой великолепной вокалисткой того периода была прославленная Элла Фицджералд. Талантливая исполнительница, начинавшая в гарлемских ночных клубах, прославилась тем, что смогла слить воедино джаз и лучшую популярную музыку Америки. Весьма изобретательная в своих импровизациях, она в совершенстве владела техникой вокала, и в отличии от Билли Холлидэй была точна и технична. Ее техника интонирования, пения «скэтом» (вокальная импровизация, когда голос подражает инструменту) была непревзойденной. При этом Элла Фицжеральд была великолепной свинговой певицей, улавливала малейшие нюансы звучания, каждый звук, который она издавала был исполнен смысла и гармонии. Среди лидирующих солистов того периода необходимо упомянуть таких звезд как контрабасиста Уолтера Пэйджа, саксофониста Коулмана Хоккинса, трубача Роя Элриджа , пианиста Арта Тейтума, и, несомненно, прославленного Луи Армстронга.

Свинг гуляет по миру

Джаз продолжал свое триумфальное шествие не только по Америке – в него влюбилась и Европа. Джанго Рейхарт вместе со скрипачом Стефано Гапелли организовали в Париже оркестр, давший миру европейский вариант свинга. Рейхарт сумел создать свою собственную манеру исполнения - выработал абсолютно новый стиль игры. Эти два музыканта составили ядро "The Quintet Of The Hot Club De France".
Из-за Второй мировой войны в мире изменилось все. Она встряхнула и перемешала и Европу, и Америку, и Азию. Из-за ограничений, возникших при, перемещении гастрольные туры значительно сократились, а для заработка гастроли были необходимы, лучшие таланты были призваны в армию. Оркестры перестали быть рентабельны. Это было то, что впоследствии назвали «последними годами величия биг-бэндов». Настала эпоха популярности певцов, таких, как, Фрэнк Синатра, а свинг…. Что же, свинг стал более коммерческим. Чтобы быть популярным – надо приносить прибыль. От старого свинга публика стала уставать. Тут сыграла свою роль не только смена музыкальных вкусов, сколько повальная коммерциализация, а эмоциональный накал – продукция штучная, индивидуальная. Требовалось нечто, способное удовлетворить максимально широкий круг слушателей. Поэтому пошло разделение на джаз элитарный и на банальные шлягеры. Песенки были мелодичны, порою даже в блюзово-джазовом ключе – но свинга в них не было. Свинг, тот, каким он был в 30-х годах прекратил свое существование. Буги-вуги и джамп пришли на смену истерической откровенности Билли Холлидэй. Но джаз не умер, он просто повзрослел – на смену отроческой экспрессивности пришла более спокойная и уравновешенная, вдумчивая музыка кул-джаза и бибопа.

К статьям о джазе и блюзе
На главную
К галерее графики
К коллекции фонов
К сборнику афоризмов и мудрых мыслей
(c)Lenagold, 2000
lenagold@mail.ru